Исторические города Татарстана

Татарстан расположен на исторической территории – в 10-13 веках на месте слияния Волги и Камы существовало государство Волжская Булгария, а затем – Казанское ханство, завоеванное впоследствии Иваном Грозным. Памятниками этих времен служат средневековые города – Булгар, Биляр, Елабуга, Свияжск, которые сегодня являются сакральными объектами паломничества...

Осенью 2009 года Фархад Гафаров съездил в Биляр. В этом же году Тимур Гафаров жил в Булгаре – древней столице Волжской Булгарии, а еще через год – в Свияжске, проходя практику. Ребята сделали неплохие снимки в этих поездках, а на страницах «Отражения» был опубликован отчет Фархада Гафарова о поездке в Биляр – святой источник, место загадывания желаний, развалины древнего города и т.д.

В 2011 году Анвар Гафаров совершил «малый хадж» в Булгар: 19 июня здесь отмечается день принятия ислама Волжской Булгарией, и в честь этого события в древний город стекаются многие тысячи паломников, чтобы совершить массовый зикр и намаз. Впечатления от этой сакральной поездки также легли в основу соответствующего материала для «Отражения». В 2017 году, уже после масштабной реконструкции булгарского городища, мы предприняли еще одну поездку в эти места.

Кстати, в 2010 году группа «Отражения» побывала в поселке Высокая гора (40 км от Казани), посетив местную достопримечательность – памятник Чингисхану. Эту памятную стелу установил прямо в степи известный казанский историк Рафаэль Безертинов.

Считается, что 19 июня 922 года, в районе Трех Озер, в присутствии булгарского царя Алмуша было зачитано послание багдадского халифа Муктадира, в котором Волжская Булгария признавалась страной ислама. Последние двадцать лет этот день поволжские мусульмане отмечают «малым хаджем» в Булгар – туда, где все началось...

Булгар, 19 июня

40 тысяч паломников посетили священные развалины древнего города

Идея совершить «малый хадж» в Булгар возникла, по сути, случайно – приехал суфийский паломник из Ярославля, и все совпало: до Булгара из Казани 200 километров – поэтому выехали в 6 утра...

Поначалу ехали очень быстро, но, по мере приближения к Булгару, движение становилось все плотнее. За 30 километров до цели машины шли уже трехполосным потоком, занимая почти всю ширину дороги.

Продвижение с каждым километром становилось все медленнее, и за пять километров до точки прибытия пришлось вовсе выйти из машины и пойти пешком – так получилось намного быстрее... Все обозримое пространство дороги занимали тысячи машин – судя по номерам, приехавшие из разных регионов нашей страны. В результате, мы прибыли в Булгар в разгар торжественных мероприятий... Основные события происходили возле Малого Минарета. Огромное количество людей окружило древний памятник. Как выяснилось позже – этот праздник собрал 40 тысяч участников.

Только имамов прибыло около семисот, присутствовало все руководство Татарстана, приехали представители мусульманских сообщество из других стран. Вокруг Малого Минарета бушевало людское море, люди стояли, сидели, лежали, заполняя всю прилегающую площадь. Выступавшие ораторы призывали к возрождению традиций духовной культуры, утверждению принципов «этноконфессиональной толерантности и регионе и в стране в целом».

Часть прибывших, тем временем, осматривала местные достопримечательности – мавзолеи, белую палату и др. Некоторые паломники прикладывались головой и ладонями к древним камням, в частности – к стене основания Малого Минарета. Это было очень похоже на «стену плача» в Иерусалиме...

Неожиданно появился мулла в зеленой чалме и с возмущением начал разгонять прикладывавшихся к стене людей: «Стыдитесь, правоверные, не камням поклоняться надо! Обращайтесь к Аллаху!»...

После окончания митинга начался коллективный зикр. Тысячи верующих, вслед за муфтием, повторяли имена Бога, канонические формулы молитв, обращая свою мольбу к Всевышнему. Это действие завораживало и увлекало: Абдурахмон, суфий из Ярославля, с воодушевлением сказал после, что подобный по силе зикр он видел и слышал только в Мекке, во время хаджа.

Я заметил, что среди людей, молитвенно сложивших руки, были не только мусульмане, но и знакомые христиане. Затем был коллективный намаз у Большого Минарета...

Люди располагались прямо на земле. Некоторые, за неимением молельного коврика, стелили куртки и становились на них. После общей молитвы паломники, подкрепившись, воздав должное древностям и торговой ярмарке, потихоньку потянулись домой, увозя с собой благодать этого святого места.

До следующего года – до 19 июня!..

Анвар Гафаров
«Отражение" №11(343) 2011 г.

Булгар. Лето 2017

Золотые купола булгарских минаретов в солнечную погоду видны со всех теплоходов на Волге. Вы можете приехать в Булгар как обычный турист, а можете – как духовный паломник, но, в любом случае, это не пройдет для вас бесследно. Летом 2017 года мы решили совместить и то, и другое – после обязательной экскурсии отправились на поиски так называемого «колодца Габдрахмана»...

По легенде считается, что Габдрахман, верный последователь Пророка Мухаммеда, ударил в этом месте посохом, и из земли забил святой источник. Теперь любой утомленный паломник или обычный турист может омыть здесь лицо или утолить жажду.

Охранник на проходной пытался взять с нас плату за вход, но потом махнул рукой: «Проходите так!..». «Вода жизни» бьет из пяти источников – мы омыли лицо и руки в каждом из них, потом подняли воду из колодца, омыли лицо и молитвой завершили обряд. На выходе поблагодарили охранника – он сказал, что давно научился различать празднолюбопытствующих от духовных адептов: поэтому деньги с нас не взял.

Пожали друг другу руки, а в ста метрах от «колодца Габдрахмана» обнаружили поляну-лабиринт с раскиданными тот тут, то там сакральными знаками древних булгар – в перечне артефактов особое место занимает перстень Кубрат-хана с защитной рунической надписью: до принятия ислама булгары поклонялись Тенгри и использовали руническую письменность...

Три часа в Булгаре пролетели как миг – поэтому, скорее всего, мы вернемся сюда снова. Золотые минареты Булгара напомнят нам о себе...

Биляр

Археологи насчитывают около 150 булгарских городов и городищ – неслучайно варяги называли Волжскую Булгарию страной городов. Большой известностью пользовались булгарские города Сувар, Ибрагим, Ошель, Кашан, Казань и др. Первой столицей государства стал Булгар на Волге. Его торговый «город-спутник» – Ага-базар – был едва ли не одним из самых крупных рынков Восточной Европы. Однако Булгар был весьма уязвим для нападения с воды – со стороны Волги. С севера спускались влотилии варягов, ватаги новгородцев-ушкуйников, которые в иные времена буквально «вычищали» все побережье до Каспийского моря. Возможно, именно нападения речных пиратов подвигли булгарских правителей перенести столицу вглубь территории.

Именно Биляр (на реке Малый Черемшан) в период расцвета булгарского государства назывался «великим градом булгарским». Размер его в семь раз превосходил другие крупные города Волжской Булгарии. Площадь внешнего города составляла 490 гектаров, а внутреннего - 130. Город представлял собой мощную крепость. Длина внешних крепостных стен была свыше 10 километров (три ряда валов и рвов), внутренних – около 5 километров (два ряда валов и рвов). В цитадели, имевшей мощную бревенчатую ограду, стояли белокаменная мечеть, кирпичные здания, некрополь, глинобитные жилища и др.

До Биляра путь неблизкий – казалось бы, всего 120 километров от Казани по прямой, но ехать туда надо с переправой через Каму, с заездом в Чистополь – и это не меньше двух часов в автобусе. Биляр и Булгар – два древних булгарских города, «путеводные звезды» для духовных паломников и исследователей исторических загадок. И значит, мы тоже отправляемся в путь...

Каменное безмолвие Биляра

«Биляр – знаменитый казанский пригород, который был построен на развалинах древнего булгарского города Булумера», – примерно с таких слов начала свой рассказ экскурсовод...

А наша группа, тем временем, любовалась видом из окна автобуса – взор был прикован к Камскому водохранилищу или, как его называют, «Камскому морю». Водоем действительно напоминал море – от горизонта до горизонта.

И вот, когда все изрядно подустали сидеть в автобусе, мы прибыли к первой нашей остановке. Это были развалины древних строений 10-13 веков, самым известным из которых был так называемый «дом феодала», от которого остался лишь фундамент. И конечно же, фундамент древнего двухзального комплекса Дворцовой мечети. Эти руины, кстати, являются частью духовного центра. Рядом, к радости паломников – туалет и кафе, которые здесь встречаются не так уж и часто. Кто знает, может быть, через пару веков и они станут частью духовного центра...

Пару минут спустя мы пришли к еще одному загадочному месту. По словам нашего экскурсовода, много веков назад здесь была деревня, и до сих пор здесь можно найти маленькие фрагменты керамики, орудий труда и т.п. А люди, проезжающие и проходящие поблизости, ночью достаточно часто видят аномальные явления – свечения, шары, появления призраков...

Мы двигаемся дальше. И вскоре достигли финальной точки нашей экскурсии – это центр города Билярска. Здесь мы попали в симпатичный парк, где тут и там располагались различные кафе и беседки.

Парк был построен в живописном лесу у подножья холма «Хужалар тавы» («Господская гора»). Вскоре мы начали взбираться по лестнице на крутой холм. Лестница, кстати, состояла из более чем 400 ступеней – все равно, что подняться на десятый этаж. Повсюду, на каждом дереве, кустике, ветке были подвешены ленточки и тряпочки. Позже выяснилось, что их здесь вешают на счастье. Нужно повесить ленточку или платок и загадать желание...

И, наконец, мы поднялись. На вершине холма расположен внушительный монумент, который называют «Камнем Желаний». Существует древняя легенда, что священный камень исполняет желания. Для этого нужно обойти его 7 раз. Причем, мусульманам – по часовой стрелке, а всем остальным – против.

Кстати, многие люди утверждают, что рядом с этим местом время течет медленнее. Поэтому все, кто живет в этих окрестностях, живут дольше других людей. И действительно, когда мы обходили камень, время вдруг как-то замедлилось...

Обойдя камень, мы спустились вниз, к парку. Здесь все разошлись. Я пошел к источнику, который называется «Святой ключ». Это своего рода сакральный центр парка, где сосуществуют верования и обычаи трех религий: язычества, мусульманства и христианства.

Выпил воды, освежил лицо и решил бросить монетку в источник – на счастье, конечно, но я был далеко не единственным гостем этого места. Гуляя вокруг, я вдруг заметил одного бородатого типа, который, абсолютно не стесняясь, доставал только что брошенные монеты из святого колодца. Хорошо хоть, мою не увидел. Что ж – кто что берет от святого источника...

Фархад Гафаров
«Отражение+» №17(309) 2009 г.

Свияжск

В 2016 году мы, большой группой членов редакции и друзей газеты, предприняли поездку на остров-град Свияжск. Это историческое поселение в 30 километрах от столицы Татарстана было основано Иваном Грозным в 1551 году как крепость для взятия Казани. При советской власти здесь располагались тюрьма и психиатрическая лечебница, а сейчас это город монастырей и храмов.

Существует, кстати, легенда, согласно которой большевики после революции установили на острове единственный в мире памятник... Иуде Искариоту – об этом сообщается в «Церковных ведомостях» №24 за 1923 год и нескольких других белогвардейских изданиях того времени. В качестве вариантов богоборческого памятника рассматривались фигуры Люцифера и Каина, однако в конце концов предпочтение было отдано Иуде, так как, в отличие от мифологических героев, это была личность историческая: Иуда был объявлен символом свободомыслия, а Троцкий считал его «первым революционером и атеистом». Однако через некоторое время статую якобы уничтожили местные жители, и никаких следов ее не сохранилось. Существовал ли этот памятник вообще – историки не могут точно сказать до сих пор.

Еще одна любопытная достопримечательность – это фреска в одном из храмов с изображением Святого Христофора – наверное, самого необычного из христианских святых. Его изображают с головой собаки – считается, что Христофор был из расы «песьеголовых», в существование которой верили в средневековье. Московский собор 1667 года запретил почитать этого святого, и большинство его изображений было уничтожено – фреска в Успенском монастыре, одна из немногих сохранившихся, по сути, уникальна, так как свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой.

Сегодня и Биляр, и Булгар, и Свияжск становятся приоритетом для властей – идет большая работа по реставрации старых святынь и созданию новых туристических объектов. Интерес к этим местам будет только повышаться из года в год!..

Так, на Свияжске функционирует этнический комплекс «Конный двор», где можно покататься на лошади и побывать в настоящей кузнице, в которой вам предложат самостоятельно выковать сувенирную медную монету. Мы тоже воспользовались этой возможностью – управиться с молотом оказалось не так просто, как мы думали, но, в итоге, наша нумизматическая коллекция пополнилась очередным памятным экземпляром...

И, конечно, об этой поездке был снят небольшой видеоотчет, который доступен в нашей группе ВКонтакте.

Елабуга

Елабуга (Алабуга по-татарски), древний город на реке Каме, была основана на рубеже 10-11 веков – здесь до наших дней сохранились остатки средневековых укреплений, известные как Чертово городище. В 19 веке, по инициативе купца Ивана Шишкина, отца знаменитого художника, была восстановлена одна из башен – остальные постройки, к сожалению, были разобраны местными жителями до фундамента.

С названием «Чертово» связано множество легенд – по одной из версий, раньше на этом месте стоял язческий храм, в котором жил змей-оракул («черт»). Он был известен на всю округу своими предсказаниями, а перед тем, как Булгарское царство было разрушено, неожиданно исчез. Другая легенда, которую экскурсоводы в обязательном порядке рассказывают туристам, повествует о том, как черт решил сосвататься к поповской дочке – поп пошел на хитрость: приказал за ночь соорудить белокаменную церковь на берегу Камы. Церковь черт построил, но забыл водрузить на купол крест – с криком петухов постройка разрушилась, и с тех пор берег реки усеян камнями...

Сегодня Елабуга известна в основном как родина Шишкина и место, где провела свои последние годы Марина Цветаева. В 2023 году мы посетили Елабугу в дни проведения Спасской ярмарки, которой не было ни конца, ни края – это невероятное событие для города: при населении в 73 тысячи человек, сюда на три дня приезжают 250 тысяч. Параллельно проводится фестиваль колокольного звона.

Марина Цветаева, по сути, успела здесь только умереть – даже могила ее не найдена: в 1941 году ее потеряли в военном лихолетье. А вот дом, где она жила, сохранился прекрасно. Из вещей, принадлежавших поэтессе, сохранилась только записная книжка и швейная машинка «Зингер». А балка, на которой повесилась Цветаева, отмечена бронзовой розой.

В доме кавалерист-девицы Надежды Дуровой было повеселее – здесь настоящий культ событий 1812 года: мы даже купили на память великолепного сувенирного солдатика из металла – улана в полном облачении. Ведь сама Дурова служила сначала гусаром, а потом уланом. Человеком она была, конечно, очень необычным – тем более для патриархальной Елабуги.

Шишкинский дом – это невероятный набор роскоши прежних времен: отец художника был городским головой, небедным человеком, увлекался археологией и собирал коллекции раритетов – одна голова бизона чего стоит! Впечатляет экспозиция офортов мастера пейзажей – правда, снимать ее было нельзя. В этом великолепном доме есть своя необъяснимая тайна – при ремонте лестницы в тайнике нашли раннюю работу художника: зачем он ее спрятал? Теперь эта картина пополнила экспозицию. А еще в доме Шишкиных бросается в глаза любопытная деталь: в одной из комнат висят в ряд маленькие портреты Микеланджело, Рафаэля, Рембрандта, ван Дейка и почему-то... Джироламо Савонаролы – а ведь он был фанатичным ненавистником искусства, литературы и музыки. Похоже на какой-то ребус.

Но самая мистика ждала нас на Чертовом городище – только мы подошли к башне (это единственное крупное строение булгарского периода в республике!), загадали желание, прикоснувшись к ее стенам, как пошел страшный ливень: пришлось буквально бежать назад до автобуса. Так что место действительно очень необычное – не зря оно овеяно таким количеством легенд...

Нижнекамск

В Нижнекамск мы вернулись 40 лет спустя – с тех пор, как главный редактор «Отражения» выступал тут на соревнованиях своей легкоатлетической молодости. С тех пор, конечно, многое изменилось – самое главное, что создали великолепную зону отдыха: возродили Святой ключ рядом с пристанью – целую систему купелей, водопадов кристально чистой и очень холодной воды. Артур Гафаров по началу сам хотел окунуться – благо желающих и отдыхающих в этой зоне было немало, но вовремя одумался: просто для пробы окунул в эту воду правую ногу на десять секунд и с ужасом обнаружил, что потерял... чувствительность ноги. Чтобы восстановить ее, пришлось держать стопу на разогретом асфальте, но ушло на это почти полчаса. Как там люди купаются? Хотя, надо признаться, красота у этих купелей и водопадов почти кавказская!..

Поселок Святой Ключ (с 1921 года – Красный Ключ), находящийся в нескольких километрах к северу от города Нижнекамска, был основан в XVII веке. По легенде, ключ стал святым, когда мусульманин по имени Магомед нашел в этом месте икону святителя Николая Чудотворца. Согласно другому преданию, когда-то здесь жил имам-отшельник Асмагыйжан – считается, что именно он построил бассейн, в который набирается ключевая вода. Имам жил в пещере, которую до сих пор демонстрируют туристам – правда, попасть в нее нельзя, на входе установлена решетка. Долгое время над его могилой стоял камень с надписью по-арабски, но со временем камень исчез, и могила затерялась. Так или иначе, но ключ с давних пор является сакральным объектом как для православных, так и для мусульман. К нему ведет лестница из 444 ступеней – по традиции, паломник, поднимаясь, должен мысленно считать их.

Неподалеку от ключа, прямо на набережной, находится музей очень необычного местного художника Ахсана Фатхутдинова – он умер в 2012 году. Его галерея перекликается с «Юркиной галереей» в Нижнем Новгороде – там художник использовал в создании своих картин листья и семена, а наш нижнекамский новатор создавал синтетические картины с использованием дерева. Его вдохновляли ранние доисламские, языческие верования – духи-хранители, шурале в его разнообразных ипостасях – он, конечно, в этом плане продолжатель творчества Константина Васильева, Баки Урманче и Ильдара Ханова: возможно, что они даже были знакомы. Последняя серия работ художника – «лошади в окошке»: каждый образ несет какое-то свое настроение – ностальгия и печаль, философское раздумье о смысле существования, ода жизни и ожидание перемен...