|
|||
Новости Портал Контакты Архив номеров Подписка Рекламодателям История «Отражения» Редакция Авторы Художники Гостиная Что о нас пишут Нас любят не все! Отзывы читателей Наши юбилеи Путешествия Суперрубрики Скандальные статьи Аномалии. Фото и видео «Войны с сектами» Исследователи АЯ Мантры Притчи Хокку Киноклуб Путеводитель для эстета Творческий манифест Читайте в блоге Артура Гафарова:
|
Манифест свободного творчества
Этот манифест родился из интервью, которое Артур Гафаров, редактор газеты «Отражение», как-то раз дал студентам журфака КФУ - интервью было опубликовано на сайте «Казанская сТужурка». Что для вас ваша профессия? Профессия – это прежде всего инструмент для реализации своей внутренней творческой сущности и пространство для аккумуляции каких-то идей, позволяющих себя реализовать. Профессия – это также некая сфера, которую можно исследовать до бесконечности, открывая в ней новые грани для приложения своих способностей. Чем вы руководствуетесь в своей работе? Прежде всего, внутренний интерес к теме – попытка раскрыть тему по-новому, не повторяясь, максимально интересно для себя, а значит, и для других. Ваши профессиональные принципы? Профессиональный принцип у творческих людей всегда один – «ай да Пушкин, ай да сукин сын!..». То есть, создать творческий продукт таким образом, чтобы он, прежде всего, нравился тебе, и ты сказал бы себе, что ты сделал все, что мог – и даже более того, если бы ты сделал больше, чем мог, то это было бы уже хуже! Еще есть, конечно, основополагающий принцип любого творчества – это свобода: прежде всего, внутренняя. Даже в тоталитарном государстве можно работать, используя принцип внутренней свободы. Есть ли правила в вашей работе? Если да, то какие? Чисто профессиональные подходы к созданию материала – это, естественно, максимальный набор информации из разных источников и логическая концептуальная последовательность материала. Я по-прежнему поклонник классической схемы, где есть вступление, основная разработка, какая-то эксклюзивная информация и финальное резюме. Причем, конструкция материала может быть продумана в форме определенных составляющих – то есть, сначала вычерчиваем материал как схему, а потом наполняем ее смысловым содержанием. Что для вас профессиональный стандарт? Профессиональный стандарт – это, конечно, полное удовлетворение от творческого продукта. То есть, не просто информация, а комментарий к ней, не просто осмысление, но и предложение к осмыслению – то есть, чем материал полновеснее, тем он лучше. Хотя, конечно, существуют определенные рамки жанров. Смешно, например, в жанре заметки применять элементы эссе – все, по сути, должно быть определено темой, объемом, жанром и задачей, которую ты перед собой ставишь. Когда все это сходится, то это и есть профессиональный стандарт. И, конечно, нельзя забывать о стиле: если все это еще помножено на стилевую авторскую подачу, то только тогда материал становится исключительным событием времени. Что, по вашему мнению, является ценностью профессии? Ценность нашей профессии – это свобода творчества, свобода реализации себя, своего внутреннего мира, и через это творчество – расширение своего мировоззрения и своего внутреннего мира. По сути, профессия – это та же жизнь, та же эволюция: двигаясь в профессии, ты, в первую очередь, развиваешься как человек, а, во вторую очередь, как мастер. С какими трудностями, творческими проблемами вы столкнулись в своей работе? Главный враг любого творчества – это эмоциональное утомление: когда ты не можешь обрести интерес к теме и начинаешь в безнадежных количествах использовать так называемые профессиональные штампы. В конечном счете, какой-то материал получится, но вовсе не тот, который нужен читателю и тебе. Вторая трудность в работе – это подчинение конъюнктурным требованиям издания и так называемая цензура, которая сейчас продиктована требованиями бизнеса. Счастье любого журналиста – это работать, по сути, для себя, не учитывая требований тех, кто платит деньги. Поэтому основная эволюционная цель любого творческого человека – это работать не за деньги! Ваше мнение о профессионализме? Что необходимо, чтобы стать профессионалом? Профессионалом можно стать только, беспрерывно ударяясь головой в одну точку. Когда первая стена от этих ударов треснет, то появится вторая – когда ты перестанешь чувствовать боль, то стены будут разрушаться друг за другом, и тогда ты будешь ощущать внутреннюю силу. Не задача устрашает тебя, а ты «устрашаешь» любую задачу. Профессионализм в журналистике: современное состояние. Какие факторы влияют на журналистику? К сожалению, профессионализм в современной российской журналистике утерян, так как погибло громадное количество серьезных журналистских жанров – нет, по сути, серьезной социальной публицистики, нет социальной философии. Интернет приучил людей к быстрому чтению – а, по сути, пробеганию глазами по тексту. На самом же деле, текст должен быть прочитан два-три раза и переосмыслен. Но вместо этого журналисты начали удовлетворять имеющийся спрос – писать все более примитивно, по сути, в одной стилистике. Именно этим, кстати, можно объяснить популярность блоггеров, которые, не зная никаких законов, описывают просто свои эмоциональные состояния – и даже этим хороши!.. Особая форма деградации – это так называемая политическая публицистика, которая, по сути, является просто «заказняком» от власти, а преподносится нам как некая форма общественного откровения. Как ни странно, советская журналистика, работавшая в условиях жесточайшей цензуры, была интереснее, интеллектуальнее и разнообразнее, чем современная российская журналистика. Журналистика, чтобы выйти из кризиса, должна, по идее, не подчиняться законам Интернета. Ну вот существует же современное кино, которое не подчиняется законам YouTube'а – вот так же, как классический театр, как классическое симфоническое и оперное искусство, мы должны очиститься от стилистического и идеологического влияния Интернета, как мусорной информационной свалки. Пусть это будет только инструментом для осмысления, но не пространством, которое будет диктовать журналистам концепцию их творчества. Как проявляется влияние этих факторов? Влияние всех современных факторов, как деньги, бизнес, госзаказ от власти, деградационное состояние общества, потеря ориентиров, отсутствие профессионалов в области духовного творчества, естественно, влияет на журналистику разрушающе. Но это была бы еще малая потеря – все это влияет разрушающе на культуру, а, значит, и на будущее современного общества. По сути, сегодняшняя деградация – это деградация на ближайшие 30 лет, если мы еще больше не упадем в какую-нибудь идеологическую яму!.. Совет начинающим журналистам. Раньше я бы сказал, что начинающий журналист в меньшей степени должен слушать мэтров – чем больше ты слушаешь чужих советов, тем меньше развиваешь собственную внутреннюю творческую сущность. Но сейчас времена коренным образом изменились – в любой области духовного творчества сейчас надо искать то главное, что, по сути, знают только Мастера. Только их опыт может дать толчок для правильного развития всей сферы. Иначе главным источником развития творчества в любой области будет только конъюнктурные сиюминутные заказы, а истинное творчество создается всегда на века!.. |
||
|