Наши друзья


Безмятежные «нулевые»

Друзья «Отражения»

К концу 90-ых количество авторов, желавших писать для «Отражения», переваливало за несколько сотен человек. Однажды в 1998 году редактор «Отражения» решил подсчитать, сколько человек прислали в редакцию свои материалы – дошел до 500 и бросил это дело.

Естественно, что все, что присылалось, печатать было невозможно – где-то повторяющаяся тематика, где-то просто материал не соответствовал стилистически и т.д. Какие-то люди обижались, но других это, наоборот, подстегивало работать для «Отражения» все лучше и лучше, и, в конечном счете, это вылилось в великолепную команду авторов.

Мы бы их назвали больше друзьями газеты – они и сейчас продолжают переживать за издание и писать для него. Конечно, сразу приходят на ум такие фамилии, как Вячеслав Моров, Валерий Лотохин, Лилия Шакирова, Владлен Куинджи, Агафья Ситкина, Индира Данилова, Анатолий Лившиц и т.д. В конечном счете, эта команда смогла «победить» в «Отражении» самого Виталия Тюнникова с его литературными страшилками!.. Это, конечно, шутка – но любое творческое соперничество улучшает качество издания, а в «Отражении» оно присутствовало всегда.

Многие авторы и сейчас были бы с нами, если бы не закончилось их бытие в этом мире. Так, в 90-ых одним из людей, которые определяли лицо издания, стал наш единомышленник и постоянный автор из Нижнего Новгорода Александр Борисович Арефьев – в этом человеке совмещались черты любознательного ученого (он был кандидатом биологических наук) и исследователя непознанного. Его творческий поиск, в целом, состоял в попытке научного объяснения аномальных явлений. В 80-е годы он стал одним из постоянных авторов знаменитой рубрики «Антология таинственных случаев» в журнале «Техника – молодежи». Когда в 90-х журнал начал испытывать серьезные проблемы с выходом, то появление такой газеты, как «Отражение», стало настоящим «даром божьим» для Александра Борисовича, о чем он сам неоднократно нам говорил. Его серьезный, практически энциклопедический подход к разработке тем стал той «фишкой» «Отражения», которая не позволила нам окончательно свалиться в сторону «бульварности» и остаться изданием, интересным даже для интеллектуалов.

Наше фантастическое сотрудничество с Александром Борисовичем лишь чуть-чуть не дотянуло до 20 лет – последние его присланные материалы мы опубликовали в 2010-2011 годах, а первый материал вышел, дай Бог памяти, еще в 1993 году. Но мы знаем, что Александр Борисович, в конечном счете, достиг в своем литературном творчестве нового уровня и начал издавать свои книги. Так, в библиотеке «Отражения» присутствует его исследование «Честная магия. Тайны древних практик и ритуалов», выпущенное в 2006 году московским издательством «Рипол-Классик». И то сказать – если не Александр Арефьев достоин выпуска своих книг, то кто тогда?.. В 2014 году Александр Борисович ушел из жизни – ему было всего 59 лет...

Мария Черпакова, жительница поселка Мантурово в Курской области, начала писать для «Отражения+» в возрасте... 85 лет – вскоре она стала создателем постоянной странички по нетрадиционной и народной медицине. Однажды она собрала очередной пакет материалов для «Отражения», отправила их по почте, а потом вернулась домой, легла в постель и... умерла – ей было почти 90. А мы потом еще несколько месяцев публиковали ее последние подборки.

То же самое можно сказать и в отношении Владимира Безуса из Курска – так как в папке «Отражения» лежат до сих пор его материалы, то нам кажется, что он по-прежнему жив, и что-то снова ищет для нас. Кстати, его последние гонорары получала уже его жена...

Нельзя забывать также, что, уходя из редакции, Виктор Липин оставил своего «наследника» – им стал еще один друг детства Игорь Козлов. В течение трех лет он выполнял функции главного обозревателя «Отражения+» и делал это, на наш счет, прекрасно – на новом содержательном уровне. Жаль, что все когда-то заканчивается, и этот творческий этап в жизни Игоря Козлова тоже довольно быстро прервался.

Рафаэль Мустафин, легендарный казанский краевед и исследователь-публицист, стал, пожалуй, первым, кто написал о нас, как о газете смелых исторических расследований – он был, что называется, «нашим человеком»: всю жизнь он до последнего дня исследовал городские тайны, а прославился книгой о Мусе Джалиле.

Анас Шарафутдинов – еще одна легенда Казани: до сих пор проводится турнир по самбо в память о знаменитом чемпионе, убитом в лихие 90-ые. Но мало кто знает, что что Анас Шарафутдинов был нашим другом и, как директор турфирмы, однажды выделил для редакции совершенно бесплатно путевки на речной круиз на великолепном 4-палубнике. И этот его благородный поступок мы, конечно, не забудем никогда!..

Новые рубрики



Такие рекламные листовки мы в свое время распространяли по почтовым ящикам казанских домов

Одной из «фишек» нового «Отражения» в «нулевые» стало появление целой системы новых рубрик – консультации по отпечаткам ладоней, разбор кармической предопределенности различных судеб, даже появились свои фирменные «отраженческие» кроссворды. Но главным козырем стало появление так называемой «Службы поиска пропавших людей» – появилась она благодаря сотрудничеству с людьми, наделенными сверхспособностями, которые могли определять местонахождение живых и мертвых людей по фотографии.

Это очень большая проблема в нашей стране – каждый день в России исчезают десятки людей: родственники не находят себе покоя и ищут близких в течение десятилетий. И мы достигли в этом невероятного результата: по информации, полученной нашими контактерами и экстрасенсами, действительно находили людей – если не живыми, то мертвыми. Брать деньги за эту «услугу» мы, конечно, не стали – эти семьи, потерявшие своих близких, и так настрадались в полной мере. Кроме того, мы не могли гарантировать результат. Единственное условие, которое было поставлено – это то, что мы оказываем помощь только подписчикам «Отражения». Если подводить итоги почти 10-летней работы этой службы, то надо сказать, что процент попадания в цель был настолько большой, что это невозможно объяснить обычными совпадениями или догадками. За все годы в редакцию «Отражения» не пришло ни одного обвинительного или обиженного письма от людей, которые обратились в нашу не совсем обычную «службу».

А единственными обиженными во всей этой истории оказались, как ни странно, правоохранительные органы: люди начали обращаться к ним, ссылаясь на наши заключения, и просто так закрыть дело становилось более проблематично. То есть, по сути, мы нагружали милицию работой – и она, как могла, начала нам мстить!.. Сначала просто на уровне участковых милиционеров, которые начали постоянно вызывать редактора «Отражения» на так называемые «собеседования» – откуда, мол, взяли информацию? А может, вы были замешаны в этом деле? Что еще знаете? И так далее...

Сначала все это раздражало, а потом, в принципе, начало забавлять и даже давать некую пищу для размышлений – так, например, на одном из «допросов» в кабинете участкового появляется женщина и эмоционально призывает милиционеров забрать... окровавленный труп из ее ванной. Те же никак не реагируют – только успокаивают ее: «Да-да-да, идите, сейчас придем...» Редактор «Отражения» не выдерживает: «Да вы что, с ума сошли?! Там у нее убийство произошло!..» А они в ответ: «Не волнуйтесь, местных психов мы знаем в лицо – она уже два года к нам ходит по поводу этого «трупа»...» Вот вам и материал для «Отражения»!..

Новый уровень отношений с представителями закона был достигнут позднее, когда редактора «Отражения» начали вызывать уже в органы прокуратуры – там беседа принимала самые неожиданные формы. Так, например, один из сотрудников республиканской прокуратуры предложил сотрудничество газеты и прокуратуры в этой области – представьте, как, мол, будет здорово: мы будем моментально раскрывать преступления, а вы даже, может быть, от нас премию получите!.. Но, честно говоря, работать на эту «машину»ы и стать ее «винтиком» нам не хотелось – в конце концов, они тоже получают за это свою зарплату, пусть отрабатывают ее в полной мере...

«Отражение» и власть

Следующий вызов в прокуратуру был вообще «из ряда вон»: какой-то сумасшедший пенсионер, ветеран КГБ, написал кляузу на то, что группа казанских журналистов хочет свергнуть власть в городе и лично покушается на жизнь... Президента Татарстана! Группу, мол, эту возглавляет Ирек Муртазин, бывший пресс-атташе Президента, со скандалом выдворенный со всех должностей, а в список его «единомышленников» попала и фамилия редактора «Отражения».

Пришлось в течение двух часов объясняться, что, мол, никаких злых умыслов не имели, Ирека Муртазина в глаза не видели и ни разу с ним живьем не общались. Через два месяца начался суд над Муртазиным – в связи с его безумным поступком, когда он в Интернете объявил, что Минтимер Шаймиев умер. А предыстория с «письмом ветерана» кажется теперь некой запланированной акцией той же прокуратуры, чтобы на скамье подсудимых оказалось как можно больше «подозрительных» людей. По сути, в этот момент стало понятно, что частные газеты в Казани стали однозначно ненужными для властей – до этого они относились к частным изданиям равнодушно, а тут повеяло каким-то спертым ветром...



В начале нулевых редакция «Отражения», вместе с десятками тысяч других казанцев, приняла участие в сборе пожертвований на строительство мечети Кул-Шариф.
Открытие храма состоялось 24 июня 2005 года, к 1000-летнему юбилею города.

Интересно, что некоторые ребята, работающие в пресс-центрах при министерствах и Кабмине Татарстана, говорили при встречах, что руководящие работники и первые лица республики неожиданно очень позитивно относятся к «Отражению». В этом плане показательна реакция прежнего директора издательства ОАО «Идел-Пресс» Ислама Галиахметовича Ахметзянова, бывшего, кстати, министра печати и информации Татарстана. Этот человек не склонен кому-то высказывать большие симпатии в медиасреде – более того, однажды он, в ходе первой беседы с редактором «Отражения», сказал: «Так вот как выглядит скандальный Артур Гафаров!..» Но почему – скандальный? Ну, значит, в какой то степени это выражало отношение высоких начальников к деятельности Артура Гафарова и «Отражения».

А потом неожиданным образом все поменялось: Ислам Галиахметович однажды наговорил такое количество комплиментов редактору «Отражения» – сказал, что это его любимая газета, что он восхищается нашей работой, начал обнимать при встрече Артура Гафарова, как сына родного, а уходя с поста директора, сказал: «Держитесь из последних сил! Времена тяжелые, но держаться надо...»

Кроме того, как нам стало известно, «Отражение» очень любят... жены первых лиц республики – читают ли это издание наши высокие чиновники, мы не знаем, но то, что нас читают их жены, мы знаем точно!..

На этом, по сути, заканчивается краткая история взаимоотношений «Отражения» и власти – они нам не мешают, а мы не мешаем им! Помощи, конечно, ждать от них не приходится – но, может быть, это и к лучшему?..

Путешествия

Прекрасные «нулевые» прошли в «Отражении» под знаком духовных путешествий, и объектом этих «паломничеств» стали кавказские дольмены. Турецкие прелести нас не привлекали, нам наши местные загадки всегда были ближе! За десять лет поездок на наш юг члены редакции «Отражения» побывали практически на всех дольменных комплексах Кавказского побережья. В процессе этих поездок знакомились с эзотериками – так называемыми «хранителями дольменов»: чего стоит только одна поездка на дольменный комплекс на горе Богатырка около Туапсе. Ну и, конечно, незабываемый «дольменный город» на реке Жане около Геленджика – не каждый турист поднимался на гору Нексис, чтобы увидеть легендарный одиночный дольмен, но Игорь Бандеров такое восхождение предпринял.

Таинственные горные водопады, загадочные пещеры, брошенные греческие города... Но больше всего в памяти врезалась поездка в Крым – настоящую территорию загадок: пещерный город Чуфут-Кале, загадочный мыс Фиолент, знаменитый Бахчисарай, восхождение на Ай-Петри и, конечно, великолепие дворцов, разбросанных вокруг Ялты. Игорь Бандеров не удержался и, добыв прекрасного местного вина, позавтракал на вершине Аю-Дага. Из этих поездок было привезено громадное количество впечатлений, которые превратились в материалы для «Отражения» – путевые отчеты с интересными фотографиями.

Чего только стоит одно наблюдение стремительного светящегося шара, который летел над поездом во время возвращения с Дагомыса! И в каждой поездке к нам невероятно близко подплывали дельфины, которые как бы давали нам знак, как бы приветствовали нас!..

И отдельно надо сказать о нашей любви к марийским чудесам – все друзья «Отражения», так или иначе, походники, которые даже сейчас, под грузом болячек и возраста, каждый год сплавляются по Юшуту, Илети, разрабатывая самые изысканные и самые витиеватые маршруты. «Марийка» стала определенным жизненным аккумулятором для многих, и, конечно, для редакции «Отражения» в частности. В свое время интерес к походам начался с незабываемой поездки в Карелию и сплаву по реке Шуя – и после этого ты подсаживаешься на своеобразный «наркотик», как и все, познавшие этот непередаваемый «речной космос».

А чисто эзотерических поисковых экспедиций в истории «Отражения» почти не было, если не считать, что в 1989 году мы в рамках исследования «подземной Казани» забрались в заброшенное бомбоубежище под Казанским Кремлем. В наших путешествиях смешалось все – и духовное паломничество, и географическое познание, и медитация, и наблюдение природы, и интересное общение. Нам кажется, что это гораздо больше, чем любая узконаправленная экспедиция по исследованию какой-нибудь тайны. В конце концов, мы журналисты, а не поисковики – нам главное во всем некая творческая эмоция, а не достижение результата в каком-либо расследовании...

Но среди всех красот юга России и марийских заповедников особняком для редактора «Отражения» и его друзей стоит уникальная природная зона «Дубки» на окраине Казани. Великолепные дубовые рощи соседствуют здесь с волжским извилистым заливом, прекрасными пляжами, величественным видом на нашу прекрасную Волгу, а в центре всей этой красоты стоит самое загадочное сооружение Казани – это «Храм всех религий», возведенный знаменитым казанским архитектором и художником Ильдаром Хановым, к сожалению, достаточно рано ушедшим из жизни в 2013 году. С какими чудесами не встретишься в этих местах: и самое большое чудо – это встреча с интересными людьми. Так, например, совершенно случайно именно здесь, на берегу волжского залива произошла встреча главного редактора «Отражения» с самим создателем храма. В конце беседы художник сказал: «Вы не случайно оказались в этом месте – всмотритесь в эту красоту, и вы обнаружите здесь много необыкновенного...»

В конечном счете, с благословения Мастера, родилась легенда, что в этом месте существует зона исполнения желаний – по аналогии с «Зоной» в фильме «Сталкер» Тарковского. Кто-то посмеивается над этой легендой, но кто-то поверил в нее – и тех, кто поверил, «зона» не обманула: на «камешек желаний», как мы называем это место среди своих, в свое время привели нескольких женщин, которые годами не могли родить ребенка, погружаясь в пучину депрессии и одиночества. Кажется, что это событие кардинальным образом изменило ход их жизни – теперь у них все хорошо, и главное подтверждение этого уже много лет бегает по дому...

Еще одни необыкновенные контакты в этой зоне – это регулярное наблюдение светящихся шаров, так называемых «плазмоидов», а также шаровых молний. Летом, с поразительной регулярностью, шары летают над акваторией Волги, делают круг до городского водозабора и стремительно перелетают на другую сторону реки. И даже находки в этих местах впечатляют – так, один раз мы нашли в этом месте... каменный неолитический топор! За одной невероятной находкой шли другие – чего стоит один золотой крест на громадной золотой цепи, который просто обнаружили в комке земли!..

Фотографии в этой зоне часто фиксируют необычные световые блики, необыкновенные свечения, да и просто фиксировать красоту этого места приносит необычайное творческое наслаждение. Казалось бы, эта природная зона находится в черте города, а ты регулярно видишь чудеса природы – двухметровый сом протух в сетях рыбаков, и они его выбрасывают на берег, надоедливый заяц, ничего не боясь, выбегает прямо на костер и кружит вокруг твоего лагеря в течение нескольких минут. А потом оглянешься, и видишь, как дятел тихо сидит на высоте твоих глаз и хитро посматривает на тебя, потом, потеряв к тебе интерес, начинает свою будничную работу. Добро пожаловать в Сказку, которая рядом и доступна для всех!..

← НазадДалее →