Наши друзья


«Отражение» на рубеже тысячелетий

В 1997-1998 годах «Отражение» достигло совершенства в той модели, которая была задумана еще в начале 90-ых. По сути, нам уже никогда не превзойти этот уровень – потрясающее тематическое разнообразие, предельная плотность материалов, обязательные «гвозди». Но самое главное, что на полную мощь работал «насос» обратной связи с читателем: люди буквально со всех точек страны рассказывали нам про свои встречи с непонятным, неопознанным, и все это, в конечном счете, вылилось в супер-рубрику «Это чудо случилось со мной...», которая доминировала в издании более десяти лет.

«Войны» с сектами



1998 год. В новом офисе.

К 1998 году мы сидим в великолепном красивом офисе (по тем, конечно, временам) – и, соответственно, к нам потянулись самые чудаковатые персонажи Казани и городской округи: приезжали даже из других городов. Одна женщина-«ивановка» добралась до нас из Москвы... босиком – потом, после ее прихода, нас вызвала к себе Людмила Васильевна и ласково так сказала: «Ребята, ну всему же есть границы!..» А что мы могли сделать? Любовь народа границ не знает!..

Пришел один «странник божий» – весь в пыли. Оказывается, он уже десять лет в беспрерывном паломничестве по стране – про себя мы его назвали «Вечный жид». Приезжали из Челябинска члены секты «ритмологии» – хотели нам набить морду за материал о том, как в их детском лагере погибли двое детей. Потом заявились из секты Виссариона – сначала с похвалой, потом с претензиями. Приходили казанские сторонники секты «Шри Матаджи»: долго в чем-то убеждали – хотели, видимо, завербовать.

Но все меркнет перед одним, не совсем психически нормальным человеком, который ежедневно приезжал из... васильевской психбольницы и поджидал редактора «Отражения» в кустах. Сначала он просто долго тряс руку, заглядывал в глаза, передавал тетрадку с какими-то материалами, часть из которых, в принципе, была достаточно любопытна.

Но однажды он заговорил: «Вы не представляете, кем вы являетесь на самом деле! Вы – Мессия, посланный нам, а сути своего предназначения не понимаете. И вот мне было видение: вас надо заставить понять – если вы не осознаете своей высокой миссии, то я ведь на все готов!..»

И в этот момент он вынимает из-за пазухи... огромный нож – ну как все это воспринимать?.. Естественно, что редактор «Отражения» взял краткосрочный отпуск и не появлялся на работе ближайшие несколько недель. Видимо, фанатику из Васильево это ожидание поднадоело, и он больше не появлялся – и слава Богу!..

Вообще, любопытных персонажей за этот период появлялось в редакции «Отражения» огромное количество. Один, некий экстрасенс, пришел и долго убеждал, что встречает на улицах Казани... кота Бегемота. Другой «эзотерик» добивался печатания его статей, а когда получил вежливый отказ, то заорал, что «все вы жиды проклятые»: «Вот вы, Артур Айратович, ведь вы абсолютно точно проклятый жид. Признайтесь хоть!..»

Вот этот единственный человек довел членов редакции до того, что они готовы были его коллективно избить. Охрана впервые получила рекомендацию никогда этого, с позволения сказать, «эзотерика» на порог не пускать. Но, кажется, он все равно проникал как-то в офисный коридор и воровал у нас письма, которые иногда, из-за огромного количества почты, просто втыкали к нам в дверь – такая мелкая месть!..

Но, кстати, было и много хорошего – интересных собеседников, очень милых людей, по-настоящему разделявших наш общий поиск духовных истин. Не все было смешно, было и достаточно много позитивного.

Новый виток популярности

В 90-ые в редакцию пришли очень интересные люди, которые подняли во всех отношениях проект, потому что в одиночку, конечно, справиться с грузом задач было практически невозможно. Во-первых, новым замредактором, коммерческим директором издания стал Игорь Дмитриевич Бандеров – еще один друг детства редактора «Отражения», также товарищ по спорту. В 1993 году он достаточно неожиданно предпринял в своей жизни кардинальный поворот: будучи строителем и работая, по сути, на «теплом местечке», он вдруг уволился и, по сути, без больших надежд на более-менее приличную финансовую прибавку ушел помогать в создании проекта «Отражения» к своему другу детства. И надо сказать, что без его энергии, организаторских способностей, где-то даже интуитивных озарений поднять «Отражение» на должный уровень не удалось бы: в какой-то степени, то, что «Отражение» выходит и в наши дни и недавно отпраздновало свой 25-летний юбилей – это тоже заслуга Игоря Дмитриевича, который до сих пор вместе с Артуром Гафаровым, несмотря на все сложности, поддерживает этот проект. Время не берет этот тандем, не разрушает его – значит, газета по-прежнему жива!..

В 90-ых также родилась идея посмотреть мир, проехаться по сакральным местам, о которых мы начинали писать в своей газете. Тандем «паломников» побывал в Египте, потом состоялась великолепная поездка по античной Европе: Афины, Крит, Сардиния, Сицилия, потом Неаполь с его Помпеями, Валенсия, Барселона, Стамбул, Мальта, где удалось погулять среди замков рыцарей мальтийского ордена и посмотреть резиденцию знаменитого Пинту де Фонсека. Все это потихоньку становилось основой для материалов – пирамиды, Кносский дворец, пещеры, замки, древние храмы: все это вдохновляло.

Игорь Бандеров, съездив в Прагу, привез, естественно, первый материал о мистической Праге. Потом, в 1996 году, произошла поездка в Болгарию, и она тоже имела некий мистический оттенок – мы приехали в Болгарию именно в ту неделю, когда умерла знаменитая Ванга!.. Естественно, что вся поездка прошла под аккомпанемент этой темы.

Все материалы, привезенные из этих поездок, вызывали интерес не только у читателей издания, но и у казанских журналистов – в 90-ых «Отражение», наконец-то, заинтересовало местные телеканалы: сначала появилось интервью о поездке в Болгарию, потом часовая беседа с редактором «Отражения» в рамках цикла «Чай или кофе?» на местном казанском канале, затем началось тесное сотрудничество с Олегом Пшеничным в рамках его авторской программы, где мы появлялись с экстрасенсами и знахарями.



Радиоинтервью с Артуром Гафаровым вы можете послушать
в нашей группе ВКонтакте

Все эти программы вызывали большой интерес у аудитории – к тому же, параллельно «Отражением» заинтересовались FM-станции, и состоялось несколько ознакомительных радиопередач в рамках рассказа о новом издании и интервью с главным редактором «Отражения». Это было, конечно, реакцией на возрастающую популярность издания!..

Кстати, Артур Гафаров в свое время организовал информационную поддержку тогда еще молодой телекомпании «Эфир», участвовал во всех первых организационных собраниях: но когда в конце 90-ых появилась идея создания телеверсии газеты «Отражение», то получил сухой отказ – мы, мол, такую газету не знаем... Впрочем, времена меняются – в декабре 2019 года мы вновь вышли со своим проектом на программного редактора «Эфира» и категорического «нет», во всяком случае, не получили: команда сменилась и сейчас открыта, вроде бы, для сотрудничества.

Но если говорить о первой телепрограмме, в которой было рассказано об «Отражении», то надо отметить Шамиля Фаттахова, который не побоялся в рамках своей авторской программы еще в 1990 году пригласить Артура и Анвара Гафаровых и показать рекламный клип об «Отражении», который снимали... в туалете Казанского Госуниверситета, во 2-м корпусе!..

Сюжет таков: человек с каким-то таинственным свертком, явный «шпион», идет на встречу со своим «резидентом». Встреча, происходит, естественно, в мужском туалете – как во всех шпионских фильмах. В ходе передачи пакета, из двух кабинок одновременно выходят «агенты КГБ» в шляпах и черных пальто и арестовывают подозрительных лиц. Но вдруг один из «диссидентов» поворачивается к камере и говорит, вынимая «секретный документ» из кейса: «Подождите! Это же «Отражение» – это уже не запрещено!..»

Этот памятный клип так и остался единственной телерекламой газеты. Снимал его однокурсник Артура Гафарова Ринат Ахметзянов, в будущем – известный казанский тележурналист. А принимали участие в качестве «актеров» тот же Игорь Бандеров и Виктор Липин, который, по иронии судьбы, через 10 лет станет настоящим корреспондентом «Отражения».

После этой программы зародилась некая дружба с Шамилем Фаттаховым, и эта программа, как ни странно, сыграла в жизни этого тележурналиста основополагающую роль. Следующими героями программы, после учредителей «Отражения», стали члены общины бахаи из Израиля – и они смогли убедить Шамиля бросить все и уехать жить в общину. Наверное, все в этой жизни происходит не случайно, и такое духовное преображение человека тоже не было случайностью.

Еще один интересный телесюжет прошел в программе об аномальных явлениях, которая неожиданно появилась в начале 90-ых на канале «Эфир» – ее вел некий Дмитрий Вахмянин, и у него родилась идея делать телерепортажи по некоторым материалам «Отражения».

В конце 90-х начали появляться фан-клубы поклонников газеты «Отражение» в разных российских городах – в частности, в Челябинске открылся подобный клуб на ул. Трубникова, 32, и организатором его стал Андрей Морозов (не путать с нашим злейшим «врагом», редактором газеты «Казанский телеграф», это просто его полный тезка). Клуб просуществовал, по нашим сведениям, несколько лет – наши единомышленники собирались по выходным, обсуждали тематику новых выпусков, сами подготавливали дополнительный материал, заслушивались доклады на интересные эзотерические темы.

А в Казани интерес к газете достиг такой степени, что некоторые директора школ начали... устраивать творческие вечера «Отражения» в школах, а также состоялось несколько встреч со студентами – поклонниками «Отражения» в стенах КГУ. На полном серьезе обсуждалось, что редакция «Отражения» со своими авторами и приглашенными экстрасенсами должна проехаться по стране с «концертными» выступлениями!..

«Отражение+» и «Пришелец»

Интересно, что в конце 90-ых для улучшения реализации издания члены редакции проводили особый «обряд»: в 50 метрах от офиса стоял громадный металлический ящик, и по вечерам, один раз в неделю, Артур Гафаров и Игорь Бандеров медленно жгли в нем... акты списания. Во-первых, зрелище было достаточно красивое, а во-вторых, это явно давало свои плоды!..

Но уже к 1999 году стало ясно, что на достигнутом далеко не уедешь, и надо к приходу 21 века подходить с какими-то внутренними переменами: новый век – новое «Отражение»!.. Где-то в воздухе витала идея нескольких приложений, потому что часть материала – достаточно серьезного и основательного – не находила своего места в рамках 8-полосной газеты. Отсюда появляется идея более объемного приложения, которая потом вылилась в создание альманаха непознанного «Пришелец». Чуть раньше появляется еще одно приложение, которое мы назвали «Отражение+», выходящее в середине месяца.

Поначалу оно задумывалось как спецвыпуск с интересными интервью, изложением духовных практик, советами по нетрадиционным методам лечения и т.д. Но одно дело – все это придумать как проект, другое дело – реализовать. И тут происходит событие, которое дает нам хороший начальный «пинок» – в редакции появляется еще один товарищ по спорту, друг детства – Виктор Липин. Он сокрушенно падает в кресло и говорит: «А меня ведь, ребята, уволили! Есть что предложить?..» И вот тут все поняли, что это знак для начала активных действий – Виктор был специалистом в области компьютеров, и ничто в издательской деятельности его не смущало. Тут же стали разрабатывать дизайны новых изданий, общие тематические направления, а потом Витя вышел из офиса и пошел выполнять намеченный план.

И все у него получилось!.. Вскоре редакция «Отражения» превращается в «эзотерический клуб», где каждый день приходят экстрасенсы, гадалки, шаманы, адепты различных сект, а мы все это превращаем в очередной номер «Отражения+». Началась новая эра в истории «Отражения», которая продлилась с 1999 по 2013 год. Витя Липин, может быть, не умел хорошо и стильно писать, но был исключительно упорен, трудолюбив и по-хорошему возбужден новым делом. В 2000 году он уже, по сути, вел два проекта – «Отражение+» и «Пришелец», создавал большую часть материала, продумывал иллюстративную подборку изданий. Вообще, по сути, он стал душой редакции, ее новым эмоциональным двигателем. Они быстро подружились с Раилей Хабибуллиной – нашим бессменным техническим сотрудником с 1993 года, и офис наполнился шутками, веселым гоготом, и казалось, что так будет вечно...

Но уже в середине 2000 года наступило время претензий: естественно, что наш уютный творческий мир расколол вопрос зарплат – сколько бы ни говорил редактор, что проект еще только в стадии раскрутки, и ждать каких-то больших доходов нельзя, это слабо доходило до сотрудников. И в 2000 году друг за другом из редакции ушли и Виктор Липин, и Раиля Хабибуллина. Фактически, повторилась история 1992 года, и редактор «Отражения», по сути, остался один на один с новыми проектами...

← НазадДалее →