Да пребудет с вами Сила!..

самая ожидаемая премьера 2015 года –
новая часть «Star Wars»: теперь уже без отца-основателя

Несмотря на премьеру, стены старейшего кинотеатра Челябинска, построенного еще в 1910 году, не сотрясались шумом от голосов зрителей. Кучка из пяти подростков спокойно прошла от входа к кассе и далее к гардеробу – фанатствующего энтузиазма «верящих в Силу» не наблюдалось...

Я, усомнившись в эффективности рекламы, целые месяцы твердящей о «Пробуждении Силы» и как бы молящей об этом пробуждении, прошел в зал. Человек сорок в возрасте от 15 до 45 составляли весь зрительский контингент – это был удручающий факт, но я не отчаивался...

Расспросив там и сям, я «вычислил» примерный состав пришедших на премьеру: подростки пришли на очередной зрелищный блокбастер, люди старшего поколения явно ностальгировали. И только Павел, сидевший на заднем ряду, был отчасти посвящен в перипетии Силы – будучи, тем не менее, не «гуру» культовой киноэпопеи, а всего лишь грамотным зрителем и неплохим собеседником, искренне любящим хорошее кино.

Мы с Павлом пообщались – от него я узнал о пристрастии Джорджа Лукаса к самурайским боевикам в детстве и о том, что новый режиссер «Звездных войн» обладает достаточно высокой квалификацией, чтобы не разочаровать поклонников. Однако меня как философа-любителя волновал вопрос: почему некоторые художественные произведения порождают культ? Ведь очевидно, что «Звездные войны» сегодня – это нечто большее, чем просто хорошая фантастика и удачный коммерческий проект голливудских продюсеров.

В поисках ответа я и пришел на премьеру – но пока едва заполненный зал маленького кинотеатра «Знамя» говорил о том, что Сила скорее не пробуждается, а угасает...

Фильм прервал поток размышлений, но затем подхлестнул его заново – когда на экране световой меч пронзил тело престарелого Хана Соло. Несмотря на банальность сценария, ключевые, глубинные идеи опуса были ясны. Они стары как мир, но, чтобы они стали доступны, авторы остались верны принципу, введенному еще Жюлем Верном – «поучать, развлекая». Правда, нельзя не заметить, что в блеске световых мечей поучительной части почти не видно.

Итак, во всех семи частях «Звездных войн» есть все, что нужно для фундаментальной истории, именуемой сагой. Есть большой интересный мир – многопланетная и многомирная вселенная. Есть и своеобразный «Бог» этой вселенной – мистическая Сила. Имеется и своя мифология, жрецы – рыцари-джедаи (светлые) и ситхи (темные). Борьбой этих двух сторон Силы и исчерпывается актуальная часть всех фильмов.

Джордж Лукас сумел выразить в зрелищной и понятной массам форме ряд фундаментальных философских принципов, уходящих корнями в мифологическое мировоззрение древности. Cам он утверждал в интервью, что в любой культуре есть место для мифа: «В «Звездных войнах» я специально стараюсь воспроизвести мифы и классические мифологические мотивы, чтобы осветить вопросы, возникающие у нас сегодня. Чем больше я их исследовал, тем сильнее я убеждался в мысли, что эти вопросы – те же, которые существовали три тысячи лет назад, что эмоционально мы недалеко ушли от наших предков...»

Это хорошо прослеживается во многих героях и сюжетах фильмов. Например, образ ситха Дарта Мола строился на христианских и индуистских демонических образах, а также на чудовищах греческой мифологии.

Сама структура героического мифа прослеживается на примере главного героя первой трилогии – Люка Скайуокера. Его история, как и у любого мифического героя, начинается с исхода, с зова к странствиям – принцесса Лея оставляет послание с просьбой о помощи. Бегство Люка с родной планеты и обучение искусству джедая – это своеобразный «акт инициации».

Да и сама Вселенная в мифологии Лукаса – это живой, разумный организм. В ней все взаимосвязано – все события складываются в некую общую картину, и представители как светлых, так и темных сил – это части единого целого, способные лишь подталкивать события в ту или иную сторону. Это принцип магии, показанный особенно ярко в первом эпизоде фильма.

Кстати, вселенская Сила, объединяющая все живое – далеко не новая идея: ей давно поклоняются народы Полинезии и Меланезии, называющие ее «Мана». С их точки зрения, носителями этой сверхестественной энергии, разлитой в природе, могут быть люди, животные, духи и даже неодушевленные предметы. Как и Силу джедаев, Ману используют как для добрых дел, так и для злых, творя разного рода темное колдовство...

Новый фильм рассказывает о вечном дуализме Вселенной: в человеке идет постоянная борьба Добра и Зла – и в «Звездных войнах» показана не только внешняя сторона этой борьбы, но и внутренняя. Кайло Рен, сын Хана Соло и принцессы Леи переходит на сторону Зла, но мучается от своей двойственности, от присутствия в себе Добра. В результате внутренней борьбы, он... убивает своего отца – почти по-библейски, как Сатана, восставший против Бога из-за своей гордыни. Однако победа темного рыцаря – мнимая: целостность, обретенная таким образом, не приносит ему ничего...

Идея рыцарства, в его духовной ипостаси, практически забыта со времен средневековья. В «Звездных войнах» идея рыцаря, как монаха-воина, была трансформирована в идею посредника между людьми и трансцендентными силами – жреца Света и стражника сил Хаоса. В этой связи показателен меч – магический атрибут: издревле это оружие считалось сакральным, оно разделяло Свет и Тьму, Добро и Зло. Световой меч – идея, возводящая этот символ в качественно новый аспект.

Интересно взглянуть на джедаев и ситхов в их противоборстве. Самое интересное, что и те, и другие – приверженцы порядка и противники хаоса: у них просто разные взгляды на то, каким должен быть порядок. Ситхов интересует строгая иерархия Империи с ее беспрекословным подчинением. Джедаи же понимают, что Вселенная многогранна, ее нельзя втиснуть в прокрустово ложе иерархии и единоначалия. А если пытаться подчинить ее, то все неизбежно закончится катастрофой...

А можно ли считать «Звездные войны» религией? Вот что по этому поводу говорит Лукас: «В моем понимании, «Звездные войны» затрагивают вопросы, представленные в религии – это попытка извлечь из религии самую суть, представить ее в более современной и более доступной форме.

Я попытался пробудить определенный вид духовности у молодых людей – причем, больший, чем просто вера в какое-либо религиозное учение. Мне хотелось сделать так, чтобы молодежь начла задавать вопросы, прониклись тайнами бытия. Я хотел по-другому объяснить религии, которые уже существуют – пересказать старый миф на новый лад. Очень не хотелось бы оказаться в полностью светском мире, где развлечения заменяют духовные переживания...»

Следовательно, посмотреть новые «Звездные войны» стоит не только ради спецэффектов и зрелищности – скорее, ради сакрального опыта: ведь так ли уж важна форма подачи, если речь идет о фундаментальных духовных истинах?..

Дмитрий Рагульский
«Отражение» №1 2016 г.

В 2017 году редакция «Отражения» не могла пропустить премьеру нового эпизода культовой фантастической киносаги «Звездные войны» – 14 декабря два наших корреспондента появились на премьере в костюмах в стиле «Звездных войн», чем вызвали живой интерес казанской прессы. Участники театрализованного шоу дали небольшое экспресс-интервью корреспонденту агентства «Татар-Информ».

Чем обусловлен успех «Последних джедаев» и «Пробуждения силы»? Сейчас в кино модно играть на ностальгических чувствах зрителей. Фильм грамотно это делает, возвращаясь к предыдущим эпизодам за счет сюжетных ходов и появления уже известных персонажей.

В «Звездных воинах» битвы всегда создаются не только для эффектности и зрелищности. Они раскрывают персонажей и архетипы войны. Здесь все это есть. По поводу персонажей хочу сказать, что в «Звездных войнах» они всегда очень продуманы. В новом фильме это особенно заметно, ведь зритель может найти сходства конкретного героя с собой или с кем-то из своих друзей. Это было заложено еще Джорджем Лукасом, который долго работал с архетипами.

Надо понимать, что «Звездные войны» — это фильм, который живет по своим канонам и правилам. Одно из условий состоит в том, что в эпизодах должны присутствовать персонажи похожие на Дарта Вейдера и Палпатина. Сноук — это тот же архетип, что и Император Галактики. Кайло Рен, сын Хана Соло и Леи Органы выполняет роль Дарта Вейдера.

Могу предположить, что этот фильм станет даже прибыльнее, чем VII часть. Это можно сказать по аналогии с любыми другими трилогиями — каждая последующая часть успешнее предыдущей. Первая часть заново привлекает зрителей и новый пласт. Сейчас на «Звездные войны» ходит другой пласт людей, эти фильмы охватывают новых поклонников, потому что сюжет становится объемнее.

Плюс в «Последних джедаях» есть все, к чему уже привык зритель «Звездных войн». Это современная сказка, где есть персонажи, к которым люди привыкли с пеленок: харизматичный злодей, мудрый учитель, принцесса, колдун. В «Звездных войнах» они хорошо отработаны и переведены на современный лад. Сейчас зритель не пойдет на «Белоснежку и 7 гномов» или на «Змея Горыныча». Людям нужно что-то актуальное, поэтому сказка — это что-то из будущее, что-то связанное с космосом.

Фархад Гафаров