«Места силы» в окрестностях Казани

В окрестностях Казани тоже есть необычные места – и это не только Голубые озера (у Анвара Гафарова с Голубыми озерами связан целый период жизни), и не только Раифа – официальное место паломничества «vip-персон». Очень необычная зона существует вокруг «Храма всех религий» Ильдара Ханова – далеко не случайно он начал строительство этого сакрального объекта именно здесь...

Дубки – небольшая, но почти заповедная территория на окраине Казани. Дачные поселки, трасса, железная дорога – и вдруг: будто нарисованные художником – волжский залив, лес, Храм Всех Религий. Согласно легенде, все началось с дубовой аллеи, высаженной вдоль тракта, по которому должна была проехать императрица Екатерина II, посетившая Казань в 1766 году. Однако императрица прибыла в город по Волге на галере «Тверь», так и не увидев этой «дубовой достопримечательности».

До прихода большой воды дубы здесь росли на большой территории – от станции «Лагерная» до границы современных волжских островов: река сократила этот природный рай до небольшой полосы, которая уменьшается год от года – Волга подтачивает берег, и каждый год десятки дубов с вывороченными корнями рушатся на пляж.

Некоторые поклонники этого места живут здесь в шалашах и палатках все лето – некоторые приходят зимой и идут по волжскому льду аж до Верхнего Услона. И если слиться с тишиной, то повезет увидеть и танец цапель на воде, и деловито расположившегося на дереве дятла, и плывущую тихо ондатру, и притаившегося в зарослях ужа – а как птицы тут поют по утрам!.. И какая тут рыбалка – однажды на берег выбросило двухметрового сома: все думали, что это... дельфин.

Это место действительно обладает какими-то особыми свойствами – не случайно, что над Волгой здесь регулярно наблюдают НЛО и «шаровую молнию»: в 2007 году мы даже сумели заснять это явление на видео. Говорят, что в этом лесу есть место, где исполняются желания – во всяком случае, здесь мы видели только счастливых людей...

Подробнее об этом сакральном месте и о том, как мы его нашли, читайте в блоге Артура Гафарова, в материале «Камешек Желания».

Как оказалось, не одни мы считаем эту зону «местом силы» – в 2017 году газета «Республика Татарстан» задала своим читателям не совсем обычный вопрос: «Какое место вы бы хотели увидеть в последний день жизни?». Одно из писем было посвящено лесному массиву Дубки.

Дубки. Как много в этом звуке...

Место, где бы я хотел оказаться в последний день жизни, не так далеко от моего дома – это Дубки... Первый раз я очутился здесь еще школьником. Мой отец работал на заводе «Сантехприбор», и лето мы семьей проводили в фанерном домике заводской базы отдыха на берегу Волги. Рядом были башни городской водонапорной станции. До заполнения Куйбышевского водохранилища в воде стояла только одна из них, а все пространство от станции Лагерной занимала дубовая роща с озером посредине – по пути можно было нарезать корзину белых грибов. При большой воде от нее осталась лишь узкая береговая полоска, но и она сокращается, подобно шагреневой коже: вода подтачивает берег, и каждый год десятки дубов с вывороченными корнями рушатся на пляж.

Но даже этих остатков Дубков, заменивших ушедший под воду знаменитый остров Маркиз, мне хватило на целую жизнь. Я привозил сюда родителей-пенсионеров, друзей и однокурсников – мы натягивали между стволов гамаки, разбивали палатки, на костерках из сушняка варили картошку, кипятили чай, загорали на чистом, зыбучем песке. Волга, не столь стремительная, как прежде, зато непомерно раздавшаяся вширь, накатывала на пляж мелкие волны от снующих вниз и вверх «ракет» и «метеоров». Годы спустя мы привозили в Дубки детей и внуков.

И сейчас, когда нам с женой за семьдесят, нас по-прежнему тянет сюда, словно магнитом. Мы гуляем здесь круглый год, а зимой даже ходим по льду до Верхнего Услона! Вот этот заповедный уголок, скорее всего, в последний день я и увижу...

Семен Карабанов,
г. Казань

«Храм всех религий», также известный как «Вселенский Храм», «Храм мира» и «Международный культурный центр духовного единения» – уникальный комплекс, сочетающий в себе черты всех религиозных архитектур – начался как личный творческий проект казанского художника и целителя Ильдара Ханова. Его строительство началось в 1994 году – сам Ильдар Мансавеевич утверждает, что идея создания подобного необычного храма пришла к нему во сне. Конечно, это не религиозное учреждение – здесь нет священников и не проводятся богослужения. Скорее, это некий архитектурный символ, посвященный взаимоотношениям человека с Богом – символ духовной общности, единения народов и культур.

К сожалению, не все казанцы правильно поняли идеи Ильдара Ханова, вложенные им в этот проект и, по всей видимости, опередившие наше время: одни считают Храм «антихудожественным», другие возмущаются «соседством символов единобожия и язычества». Видимо, в этом и заключается причина тотального игнорирования этого проекта со стороны местной консервативной творческой элиты и чиновников от культуры: Храм в их глазах так и не стал чем-то большим, нежели «постройкой на частной территории», а к идеям синкретизма они, похоже, относятся без особой симпатии. Тем не менее, за годы своего существования «Вселенский Храм» стал одной из главных достопримечательностей Казани, и посмотреть на него приезжают туристы со всей страны. Известен он и за рубежом – о нем пишут крупные туристические порталы, у Храма появилась англоязычная страница в «Википедии».

Ильдар Мансавеевич хотел открыть при Храме художественную школу, клуб йоги и реабилитационный центр для наркоманов. К сожалению, в 2013 году он ушел от нас, так и не завершив свой труд при жизни – но строительство не прекратилось и продолжается по сей день усилиями его друзей и единомышленников. Каждый год здесь появляется что-то новое: после статуи Будды и западной башни с символами мировых религий, у одной из стен Храма появились... огромные 4-метровые египетские сфинксы, охраняющие вход на территорию комплекса – их создал один из учеников и единомышленников Ильдара Ханова, скульптор Григорий Иванченко. По его словам, еще в 90-ых Ильдар Мансавеевич неоднократно говорил, что «видит» здесь сфинксов – и сегодня наконец-то эту задумку удалось воплотить: рядом с ними, как нам кажется, отлично смотрелась бы еще и пирамида. А в 2017 году рядом со сфинксами появилась еще одна работа Иванченко – некая абстрактная «белковая структура», символизирующая, как нам кажется, природу и жизнь.



Пожар в Храме всех религий 10.04.17

На какое-то время Храм оказался в центре имущественного спора между наследниками Ильдара Ханова и прорабом Мансуром Зиннатовым, который фактически «забаррикади­ровался» в Храме, как в крепости, утверждая, что здание строилось на его деньги, и потому он является его хозяином. Кончилось все это тем, что в апреле 2017 года в Храме начался пожар, и Мансур в нем погиб. Причины возгорания пока точно не установлены – согласно рабочей версии следствия, это был поджог.

Мы, конечно, пока не знаем всех фактов и подробностей этого загадочного происшествия, а потому не можем дать обстоятельный комментарий. Кем на самом деле был Мансур – безумцем, «казанским Геростратом» или преданным продолжателем дела Ильдара Ханова? От кого он столь фанатично защищал наследие Мастера, и действительно ли сам поджег Храм? Люди, хорошо знакомые с Мансуром Зиннатовым, считают, что он просто не мог этого сделать – многие называют его, ни много ни мало, душой Храма всех религий. Не было ли все это сфабриковано какими-то заинтересованными лицами, предпочитающими оставаться в тени – может быть, кто-то хотел уничтожить Храм в корыстных целях, чтобы завладеть земельным участком? Или это был просто несчастный случай?.. Ответов пока нет – и, скорее всего, вряд ли мы их когда-нибудь узнаем. Слава Богу, что попытка поджога, если она имела место, не удалась – кто-то вовремя вызвал МЧС, и пожар был ликвидирован. Пострадали лишь часть кровли и некоторые интерьеры – все это можно восстановить, и Ильгиз Ханов, брат Ильдара Ханова, уже приехал в Казань для того, чтобы взять дело в свои руки. Он, кстати, тоже художник и архитектор – мы надеемся, что под его руководством Храм не пропадет. Если надо, то к делу восстановления комплекса можно привлечь общественность – вот тогда и станет ясно: нужен ли городу уникальный Храм?..



На выставке "Арт-Галерея" 2017 года экспонировалась картина Ильгиза Ханова «Два брата», посвященная, по-видимому, памяти умершего основателя Храма всех религий - она представляет собой некий необычный ребус, который еще предстоит разгадать...

Ильгиз Мансавеевич обещает наконец-то открыть Храм для посещения всеми желающими, а в перспективе – превратить его в многофункциональный культурный центр, где будут проводить выставки, преподавать дизайн и живопись, а также заниматься йогой. И это, как нам кажется, прекрасная идея – пусть мечта Ильдара Ханова, которую он не успел воплотить при жизни, сбудется!..

В планах московского архитектора – не только достроить начатое, но и добавить что-то свое: так, во дворе комплекса, согласно его проекту, появится копия знаменитого испанского замка Альгамбры. В этом есть некая символичность: Вселенский храм действительно в чем-то роднит наш город с Барселоной – и дело не только в некотором внешнем сходстве: кажется, что детище Ильдара Ханова, как и знаменитый шедевр Гауди, будет строиться вечно. А кто знает – может быть, именно в этом и заключался замысел Мастера? Во всяком случае, на одной из дверей Храма есть надпись, гласящая: «Для вечного строительства».

Кстати, в нашем городе становится все больше энтузиастов, оказывающих «Вселенскому Храму» информационную поддержку. Так, на Facebook уже достаточно давно существует соответствующая страничка – на ней размещаются все свежие новости, статьи, а также фото- и видеоотчеты о мероприятиях в Храме. Также нам известно, что казанская видеостудия GaPro занимается созданием короткометражного фильма о Храме под названием «Квинтэссенция».

Кстати, именно в этих местах мы в свое время совершенно случайно нашли на берегу реки... орудия каменного века! Это каменный топор (предположительно, базальтовый) около 20 сантиметров в длину, а также обломок небольшого кремневого инструмента, похожего на скребок. Неужели под Казанью могла быть стоянка древних людей?..

Одно время Анвар Гафаров, соучредитель «Отражения», участвовал в регулярных обрядах на Голубом озере под Казанью. В результате фотосессии на озере, появились интересные фотографии с так называемыми «плазмоидами», что еще раз подчеркивает необычность этого места...