Тайна озера Кабан не дает покоя фантазерам
Уважаемый писатель Рафаэль Мустафин! Серия ваших публикаций о сокровищах на дне озера Кабан вызвала большой интерес среди читателей. Озеро Кабан и в самом деле овеяно древними легендами и поверьями, тайнами и мифами. На мой взгляд, в озере действительно что-то есть - ведь все легенды, как правило, имеют историческое обоснование. И находка необычайно тяжелого бочонка в начале 50-х годов, и показания приборов говорят в пользу этого. Вы в своих публикациях исходите из того, что на дне Кабана спрятаны сокровища казанских ханов. Но ведь могут быть и другие версии. Как вы относитесь, в частности, к предположению о том, что на дне Кабана находится НЛО? (См. газету "Отражение" №2 за февраль 1999 года.) Прошу ответить через газету, так как проблема эта интересует не только меня.
С уважением, Поскольку далеко не все читатели знакомы с этим необычным изданием (учредители назвали его "Независимым бюллетенем тайн и чудес"), приведу заметку из "Отражения" полностью: НЛО - на дне озера Кабан? С легкой руки писателя Рафаэля Мустафина, автора книги "Тайны озера Кабан", принято считать, что на дне озера лежат несметные сокровища казанских ханов, спрятанных перед нашествием войск Ивана Грозного. Но в одной из ранних редакций средневековой книги "Беан Дастан-уд-Тарих" говорится о яркой звезде, внезапно засверкавшей над Казанью и упавшей в воды озера. "Сокровище Богов", как сказано в "Беан Дастане", еще целый месяц излучало голубоватый свет, привлекая тем самым к берегам Кабана многочисленных любопытных горожан. Случилось это событие, если верить источнику, в XII веке. До XVI века упоминания о "сокровище" озера Кабан безусловно связывались с "упавшей звездой". И лишь после завоевания Казани войсками Ивана Грозного легенда трансформировалась в новом изложении. Авессалом Подземный Прежде всего я обратился за консультацией к крупнейшему специалисту по древней татарской литературе, литературоведу Шакиру Абилову. "Как, как? - переспросил он меня. - "Беан Дастан-уд-Тарих?" Выяснилось, что дастанов или иных литературных произведений средневековых татарских и - шире! - древнетюркских авторов с таким названием в природе не существует. "Впрочем, - тут же поправился он, - Дело не в названии. Название легко спутать, неточно записать или исказить". Самое главное, он не смог припомнить подобного сюжета, хотя легенд, мифов и дастанов о старой Казани, в том числе и об озере Кабан, до нас дошло великое множество. Конечно, он не исключал того, что в какой-то из ранних редакций какого-либо древнего дастана нечто подобное могло промелькнуть. Но относиться к этому надо именно как к легенде, а не как к историческому источнику. Легенд о падающих звездах до нас также дошло немало. В этом нет ничего удивительного, так как люди часто видели падение метеоритов, а иной раз и огненные следы болидов, после которых на небе нередко подолгу держится голубоватое сияние. "За тысячелетнюю историю нашего города всякое могло произойти. Но причем здесь НЛО? Не хватало еще приплести сюда "зеленых человечков", которых нередко видят - и не только на Кабане! - наши доблестные алкаши". Таково мнение ученого-литературоведа. А что думают по этому поводу авторитеты в области мистики и потусторонних сил? По моей просьбе журналистка Зиля Нигматуллина обратилась с этим вопросом к ясновидящей из Набережных Челнов, широко известной пророчице Марии Захаровне Ивановой. Вот ее подробный ответ: "...И не было это НЛО. Просто было Небесное явление, как бы знак от Всевышнего, безусловно, напоминающий о чем-то, но никак не связанный с будущей историей озера. Что касается "трансформирования легенды в новом изложении" - это чушь, и никакие доводы не могут в этом убедить. На дне озера Кабан в четырех местах лежат сокровища. И потомки того, кто сумел вытащить со дна озера некоторую их часть, до сих пор живут в Казани. Но отыскивать этот род сейчас не имеет большого смысла. Смысл сейчас в том, что царица озера Су анасы (Мать воды, Водяная) лежит в Кабане вся в скорби, горюет. Озеро - в грязи, Водяная все время плачет". Последнюю фразу она повторила и по-татарски: "Су иясе, Су анабыз гел хәсрәтләнеп ята... Су анасы елап ята, гел пычрак эчендә". (З. Нигматуллина написала этот ответ в Набережных Челнах 14 марта 1999 года.) Птеродактили под Казанью В этом же номере газеты "Отражение" одна из заметок посвящена легендам о летающем змее - Зиланте, якобы обитавшем на знаменитой Зилантовой горе (Зилан-тау) под Казанью, а затем перелетевшем на озеро Кабан. Рассмотрев разные варианты легенды, бытовавшие в различных районах Татарстана, автор заметки Альберт Шакиров приходит к выводу, что в них имеются в виду доисторические летающие ящеры - птеродактили. Приведенное в заметке изображение Зиланта со старинного флага действительно отдаленно напоминает это древнее пресмыкающееся. "Все эти сообщения, базирующиеся на средневековых летописях, - пишет А. Шакиров, - кажется, отражают реальную борьбу наших предков с доисторическими ящерами... Эти крылатые "змеи" были, кстати, невероятно прожорливы - уничтожали скот и часто нападали на людей. Единственная реальная возможность покончить с чудовищем - это сжечь его в собственном логове. При строительстве города началась эпохальная борьба со "змеями". Один из драконов жил на Змеиной горе (Зилан-тау), сохранившей свое название до наших дней, его ранили, и, пролетев немного, он утонул... в озере Кабан". Что ж, древнюю легенду можно, вероятно, толковать и таким образом. Одна загвоздка: птеродактили вымерли примерно 70 миллионов лет назад, когда на земле не было не только человека разумного, но и наших предков - приматов. Однако это пустяковое обстоятельство не мешает автору представить красочную картину борьбы казанцев с птеродактилями: "Охваченные огнем птеродактили пытались спастись, поднимались в воздух, но, объятые пламенем, падали на близлежащие города и села, вызывали пожары и порождали легенды об "огненных змеях". Интересно, какие "близлежащие города" имеет в виду автор? Зеленодольск, Свияжск, Волжск? В таком случае их историю также надо бы удлинить лет эдак на 800-900. Есть у автора и "научное доказательство", так сказать, вещественная улика: "По свидетельству очевидцев, одной из главных ценностей Зилантова монастыря в Казани была шкура гигантского змея, исчезнувшая при таинственных обстоятельствах сразу после закрытия монастыря". Как известно, Зилантов монастырь закрыли уже в советские годы. Выходит, шкура птеродактиля хранилась у нас до начала этого века. А мы и не знали... Вот что бывает, когда порождения народной фантазии - мифы и легенды - пытаются толковать слишком прямолинейно! На дне Кабана - сокровища Наполеона? Несколько раньше, в 1997 году (№4), эта же газета выдвинула еще одну версию происхождения сокровищ на дне Кабана. Автор заметки ставит вопрос ребром: "Может ли золото Бонапарта покоиться на дне озера, расположенного в... центре Казани?" И отвечает на этот вопрос утвердительно. Проследим за ходом его аргументации. Сержант армии Бонапарта Бургонь описывает в своих мемуарах беспорядочное отступление французской армии. Его внимание привлекли тяжелогруженые повозки с награбленным добром: "Они шли в три-четыре ряда, и вереница растянулась на целую милю. (Историки и в самом деле насчитывают в обозе Наполеона до 600 трофейных повозок - Р.М.) Самым же странным было то, что двигались они не вместе с нами на запад, а на восток, в глубь России". Об этих богатствах ходили самые невероятные слухи, и сержант был поражен, что такую кучу золота (среди захваченной царской коллекции были и золотые орлы с рубиновыми глазами и бриллиантовыми коронами) везут в обратную сторону. Как известно, повозки эти до Парижа так и не дошли. В легендах говорится, что сокровища спрятаны на дне озера. Но какого? Предполагалось - где-то в районе Смоленска. Автор же на основании весьма туманных свидетельств утверждает, что это было озеро Кабан. При этом он оговаривается: "Возможно, озеро Кабан было лишь запасным вариантом. Возможно, первоначально для этой цели более подходило марийское лесное озеро Пьяна - более глубокое... с удобным нетопким берегом. Но выбора не было, положение было критическим, и генерал (речь идет о наполеоновском генерале Ласмаре - Р.М.) начал действовать". Заманчиво было бы, конечно, обогатить озеро Кабан сокровищами Наполеона или хотя бы еще одной интересной легендой. Но достаточно развернуть карту и прикинуть: где Казань, а где - Париж? Конечно, наши Малмыж и Мамадыш, если верить народной молве, ничуть не хуже, только дома пониже и асфальт похуже. Но все же в условиях тогдашнего бездорожья обоз от Казани тащился бы не менее месяца. Да еще месяц - на обратный путь... Не было столько "свободного времени" у наполеоновских генералов! Да и необходимости в этом не было - озера и без того попадались им на каждом шагу... Есть у автора и "научное доказательство": "В августе 1995 года один ныряльщик-любитель из Челнов достал со дна озера (речь идет о Кабане - Р.М.) несколько золотых монет. "Орлы" александровской чеканки и... монету достоинством в 20 франков с профилем Наполеона - так называемый желудь Наполеона. Может быть, это и есть след спрятанных сокровищ?" Мне о такой находке слышать не доводилось. Но даже если это и так, разве ради одной-единственной наполеоновской монеты стоило гонять за тысячу верст обоз из 600 повозок? Разве не могла монета попасть в Кабан более простым путем - скажем, выпав из кармана одного из торговцев или участников французского похода? Это с точки зрения здравого смысла. А что думает по этому поводу ясновидящая? "По поводу статьи "Парижская тайна озера Кабан" ("Отражение" №4 за 1997 год) могу сказать следующее, - заявила Мария Захаровна. - ...Повозки прошли именно этим путем. В марийском озере Пьяна действительно ничего нет. Это правда. Но по пути они немного сорили деньгами и "мелочь" бросили на дно озера Кабан, как бы на память, но не более того. Эти сокровища ушли дальше и были растасканы по частям". Итак, ясновидящая также не подтверждает версии о захоронении сокровищ Наполеона на дне Кабана.
Рафаэль Мустафин, |