Отец желтой прессы?
Этого человека теоретики журналистики называют "Отцом желтой прессы Татарстана", а практики - "Сальери казанской журналистики". Это небезызвестный издатель и редактор газеты "Отражение" Артур Гафаров. Один из итальянских судов спустя двести с лишним лет после смерти Моцарта оправдал Сальери по иску потомков. Может быть и Артура когда-либо простят коллеги за его удары "ниже пояса". Во всяком случае, приблизительно так было расценено первое "копание в грязном белье" журналистского цеха. Автор этих строк не считает возможным как-либо классифицировать публикации весьма неоднозначного издания под названием "Отражение" и не пытается оправдать его редактора. Цель этой публикации - рассказать об истории первой в республике газеты, которая не пользовавшись дотациями, первая вышла на самоокупаемость и существует уже тринадцать лет. И это дает основание говорить об издании как о первом успешном проекте в республиканском медиа-бизнесе. В начале было слово... комсомола В первые месяцы существования издание не рассматривалось как бизнес. В 89-м году не было относительно нормальной экономики. Поскольку работники идеологического фронта просто не давали нормально работать, главной целью был просто выход газеты. Выход как удовлетворение своих творческих и прочих амбиций, как протест против "совковости". Первый номер вышел по совместной инициативе Гафарова и горкома комсомола на комсомольские средства. Следующую газету начали выпускать только тогда, когда пришли средства от реализации первой. Времени прошло почти два месяца, хотя продавалось "Отражение" быстро. Мучительно долго перечислялась выручка от "Союзпечати". Эта проблема преследует издание с первого выпуска и по сегодняшний день... Комсомольцы подсуетились по поводу статуса газеты - информационно-методический бюллетень горкома. Ставили какие-то публикации, посвященные новым формам работы с молодежью. В остальном сошлись во мнении, что газета должна быть интересной для читателя и продаваться в розницу. Вскоре возникла новая проблема, перед которой комсомол оказался бессильным - полнейший дефицит газетной бумаги. Уж и не верится, как удалось договориться с директором одного из издательств в республике. В какой-то момент комсомольцам надоело готовить методологические публикации и они напутствовали на самостоятельную работу: "Покажите по максимуму на что вы способны. Нужно, чтобы газета прогремела." Гром прогремел и не единожды - разбирательства в обкоме комсомола и партии. Чаще всего звучал вопрос: "Почему такое непонятное издание выходит под эгидой комсомола?" Публиковались тогда материалы о соратниках Сталина, которые были репрессированы. Много статей посвящалось Николаю Бухарину и его идеям. Выходили интервью с лидерами неформальных молодежных объединений, рок-музыкантами. Одно из разбирательств было затеяно потому, что кому-то из партийных идеологов не понравилось присутствие на полосе перевода на русский язык одной из песен группы "Пинк флойд". Обычная же цензура была "трехэтажной". Сначала газету перед отправкой в печать просматривали комсомольцы, затем сотрудники Дома политпросвещения при обкоме КПСС и, наконец, профессиональные цензоры - Обллит. С первыми проблем не было, а вот вторые и третьи выкидывали из номера почти все. По признанию Гафарова, ему часто приходилось их обманывать. У расцвета и желтый цвет? С лета 92-года ситуация для "Отражения" резко изменилась. Уже исчезли СССР, КПСС, ВЛКСМ и цензура. В свободной продаже появилась самая разная и в любых количествах газетная бумага. Республиканское издательство совершенно свободно стало печатать издание Артура Гафарова стотысячным тиражом. Заключаются договора с "Роспечатью" в регионах. "Отражение" стало продаваться по всей стране - от Калуги до Владивостока. Читательский спрос подсказал, что политические материалы уже не так интересны, как прежде. И потому публикации на политические темы исчезли со страниц газеты. Их место занимают малоизвестные исторические события, криминал, необычные явления, парадоксальные факты. Тираж к 93-му году достиг рекордной отметки - 230 тысяч экземпляров. Огромные тиражи принесли и новые проблемы - средств на печать не хватало. Удалось получить в одном из банков беспроцентную ссуду и кредит под низкие проценты. Кредиты были краткосрочными и уже через три месяца проценты стали расти как на дрожжах. С просьбой о помощи Гафаров обошел всех кого мог. Помог министр печати Шамиль Хамматов. Ссуду вернули самостоятельно. По иронии судьбы тот самый банк разорился и теперь никак получить сумму, которая в пять раз превышает тот кредит. Подобная история впоследствии случилась у "Отражения" и с другим местным банком. А уж от подразделений "Роспечати" сколько недополучено денег! Многие из этих подразделений были признаны банкротами и похоже издатели этих денег не дождутся вообще. Артур Гафаров признается, что в его предприятии не самая эффективная система управления. Ошибок было сделано много. Небольшая группа единомышленников делала, что могла... С 97-го года "Отражение" перешло полностью к публикациям о паранормальных явлениях. Увлекаясь модной в ту пору "голой информацией", большинство материалов излагалось очень коротко. Сформировали корреспондентскую сеть по всей стране. Набрали аж 586 авторов! Работа их была некачественной и нерегулярной. Желание создать информационное агентство и за деньги снабжать новостями по своей тематике различные СМИ пропало быстро. Да к тому же очень скоро Россию покорил Его Величество Интернет и многие издания стали пользоваться бесплатной информацией. С 99-го года "Отражение" выходит два раза в месяц. Один номер посвящается обсуждениям паранормальных явлений, в другом - интервью с необычными людьми и статьи по нетрадиционной медицине. Это тематическое разделение просуществовало два года. Теперь в обоих выпусках идут материалы, которые "загружают" читателя по полной программе. Дурак, ребенок или собеседник? Редактор "Отражения" признается, что ведет постоянную игру с читателем: "Читатель, как ребенок, ожидает, какую новую игру ему предложит газета? И если ему игра нравится, он любит и покупает газету". В самом начале свободного плавания он склонялся к тому, что "читатель - дурак, из которого нужно вытянуть деньги". А газета должна стремиться к тому, что "ее можно не любить, можно ненавидеть, но нельзя не купить". Сейчас Артур склоняется к тому, что читателя нужно "подтягивать", и если он чего-то не понимает, нужно "заставить его это сделать". В последнее время есть желание полностью уйти от конъюнктурных тем и по характеру быть полностью некоммерческим изданием. Более прочих в газете стала присутствовать религиозная тематика. И обращена она, в первую очередь, к людям, подвергшимся сильному влиянию атеизма и материализма. Редактор надеется отсеять "случайных попутчиков" и оставить с собой только тех читателей, которые интересны ему. Желает стать для них собеседником и другом, учеником и учителем одновременно. Такой читатель очень требователен и заставляет каждый номер делать интересней предыдущего. По предположению Гафарова, все это должно иметь место наряду со свободой и прибыльностью издания. Но с другой стороны, признается в том, что его всегда угнетало отсутствие реального финансового плана. Все строилось на предположениях, реальных хороших денег никогда не было. Редактор "Отражения" сетует на то, что недавно в журналистику пришло много посторонних людей, которые относятся к ней только как к способу зарабатывания денег. И причем не всегда честным способом. Например, в одном из российских городов, где продается "Отражение", появляется подобная по тематике газета. Там либо открыто ворованные материалы, либо слегка переработанные. Продается она по цене в два с половиной раза ниже. Или, например, собрав средства от рекламодателей, некоторые глянцевые журналы ставят отпускную цену 1 рубль. Гафаров считает этот способ издания СМИ порочным, поскольку он порождает халтуру и убивает свободу слова: "Если такие журналисты приходят к "денежному мешку" и собираются пропеть про него все, что угодно, лишь бы он заплатил, то о какой свободной прессе можно говорить?" Когда-то сетовали и на него, что он использует не совсем честные способы... Про свое издание Артур заявляет, что не ставит рекламу только потому, что уважает своих читателей. Максимум, это 3-4 объявления целителей нетрадиционной медицины, поскольку тема постоянно присутствует на страницах "Отражения". И, вообще, по мнению Гафарова это одно из важных отличий газеты - отсутствие рекламы. Вот еще бы у рекламодателей спросить...
Георгий Бармин,
|