Правда или «Святая Ложь»?..

самый большой позор – это позор большинства

В ноябре прошлого года состоялась премьера фильма, который заставил многих задуматься об истине и вымысле в искусстве – можно ли высоким идеалам принести в жертву историческую достоверность? Что для нас важнее – правда или «святая ложь»?..

В том, что история «28 панфиловцев» является вымышленной, сегодня не сомневается ни один историк. Началась она с очерка Александра Кривицкого в «Красной звезде» от 22 января 1942 года, в котором говорилось о бое солдат из дивизии Ивана Панфилова у подмосковного Дубосеково с 54 немецкими танками, из которых было уничтожено 18, а все наши бойцы героически погибли.

Такие бои при обороне Москвы действительно имели место. Но очевидцем этих событий Кривицкий, конечно, не был – он вообще в то время не выезжал из Москвы!.. Фактически, очерк был чисто художественным произведением, состоявшим из собирательных образов и обрывочных сведений – ни с кем из упомянутых им солдат Кривицкий не встречался и не разговаривал. Впоследствии писатель сам признался, что историю о 28 героях он, по большей части, выдумал – она была основана на рассказах фронтового капитана, который просто перечислил фамилии убитых и пропавших без вести бойцов, которых смог вспомнить.

Число вражеских танков также было взято «с потолка» – в общей сложности, весь 1075-й стрелковый полк тогда уничтожил 15 танков (согласно немецким данным – 13), и стояли за этим, конечно, далеко не 28 человек...

Уже после войны, в 1948 году, эта история была детально расследована военной прокуратурой и была признана вымыслом. Согласно документам, некоторые из солдат, которым приписывается подвиг, погибли раньше указанной в очерке даты, другие выжили, третьи попали в плен, а один и вовсе... сотрудничал с немцами. Но к этому времени легенда уже стала всенародно значимой, и расследование было проигнорировало партийным руководством. Стране по-прежнему нужны были герои – хоть настоящие, хоть выдуманные...

Отрицание официальной версии о «подвиге панфиловцев» считалось «клеветой на героическую историю советского народа», и это продолжалось вплоть до перестройки – все материалы по этому делу были рассекречены только в конце 80-ых. И вроде бы на многолетнем споре была поставлена точка, но все изменилось в прошлом году...

«28 панфиловцев» – далеко не первый российский фильм, который не столько отдает дань нашему героическому прошлому, сколько выражает официальную позицию власти относительно этого прошлого. Проект был всесторонне поддержан государством – вдобавок к деньгам, собранным через Интернет, он получил грант в размере 30 миллионов рублей, а впоследствии даже премию за... «верность исторической правде» (?!).

Все это свидетельствует о том, что история нашей страны постепенно подменяется патриотическим мифом. А те, кто ставит этот миф под сомнение, автоматически попадают в стан «врагов» – так случилось с директором Госархива Сергеем Мироненко, который был уволен с должности после того, как не выдержал и опубликовал все документы по военному расследованию «подвига панфиловцев».

Показательна в этом отношении и позиция министра культуры РФ Владимира Мединского (имевшего, кстати, весьма косвенное отношение к культуре до недавнего времени): именно он придумал теорию о «святых легендах» и назвал сторонников исторической правды «кончеными мразями», а само обсуждение подобных тем – «кощунственным».

Обществу, бесспорно, нужны героические мифы – они являются неотъемлемой частью искусства, воплощая духовные идеалы, к которым мы стараемся приблизиться. Но мифы не должны вытеснять в нашем сознании реальность!.. Тот факт, что история «28 панфиловцев» – легенда войны, нисколько не умаляет героизм советской армии. Но люди, которые воевали и положили свои жизни на благо Родины, заслуживают, чтобы о них говорили правду, а не сочиняли сказки – тем более, что в истории войны есть множество реальных героев и невыдуманных подвигов...

Еще один «канонизированный» советской властью персонаж, правду о котором стараются зачем-то умалчивать и сегодня – это Зоя Космодемьянская. Страна узнала о ней после очерка Петра Лидова, опубликованного в газете «Правда» 27 января 1942 года. Героический образ молодой девушки-партизанки, стойко принявшей смерть от рук фашистов, просуществовал вплоть до 90-ых, когда стали всплывать малоизвестные детали ее биографии.

Во-первых, она, оказывается, страдала неким психическим расстройством и потому полностью не осознавала свои действия. Есть информация, что в свое время Зоя переболела менингитом, а известный художник-карикатурист и в прошлом психиатр Андрей Бильджо сообщил о том, что незадолго до начала войны Зоя находилась на обследовании в больнице имени Кащенко с подозрением на... шизофрению. Правда, никаких доказательств этого он не привел.

Однако доподлинно известно, что никакой партизанкой Зоя не была – она являлась членом диверсионной группы, получившей официальное задание сжигать деревни на оккупированной немцами территории. Выполняя чудовищный «приказ №0428», ставший одной из крупнейших ошибок Сталина за всю войну, «факельные команды» за одну неделю сожгли 53 населенных пункта!..

В итоге, Зоя попала в руки к немцам и была повешена – но мало кто знает, что «советскую Жанну д'Арк», на самом деле, схватили... сами же местные жители: сейчас многие исследователи считают, что на почве неустойчивой психики она самовольно, без разбора жгла крестьянские избы. Болезнью якобы объясняется и ее упорное молчание в ходе казни, удивившее даже немцев – по версии того же Бильджо, она попросту впала в ступор.

Сельчане, кстати, отнеслись к ее гибели без особого сочувствия – тело Зои провисело на виселице около месяца, и никто не пытался ее похоронить. Только ли страхом объяснялось это равнодушие?..

А что происходило в 1941 году в самой Москве?.. Из уст очевидцев мы знаем, что в условиях осадного положения в городе наступили хаос и массовая паника: из столицы бежали сотни тысяч граждан, транспорт парализовало, милиция бездействовала. На какое-то время город оказался во власти мародеров – магазины были разграблены, предприятия закрылись, не выплатив зарплаты, и рабочие выносили оттуда все, что могли.

Люди закапывали партбилеты в землю, а в воздухе кружился пепел и недогоревшая бумага – в учреждениях сжигались секретные архивы, ведомственные документы и... портреты Сталина. К декабрю 1941-го Москва опустела на два миллиона человек...

Тимур Гафаров
«Отражение» №1 2017 г.